Аллея звёзд — Юрий Маликов - Народный артист России

Юрий Маликов - Народный артист России, создатель и руководитель ВИА «Самоцветы»
Юрий Маликов - Народный артист России, создатель и руководитель ВИА «Самоцветы»

ЦИТАТЫ:
««Самоцветы» выбрали, потому что это соответствовало тому, что я хотел сделать. Мне казалось, что каждый артист должен быть граненым камнем, полудрагоценным, а может быть, и драгоценным.»
«Цензура была на тексты песен в первую очередь. И на внешний вид. Цензура – слово такое, не очень… Художественный совет. Так вот, художественный совет – очень доброжелательный, не было никаких экстремальных ситуаций, которые мне бы запомнились. Единственное, нашего трубача не всегда показывали по телевизору. Потому что он был с усами…»
«Так получилось, что мы, когда стали считать с Владимиром Петровичем Пресняковым, у нас оказалось 89 совместных произведений! И мы готовим как бы параллельно с диском «Самоцветов» авторский диск «Пресняков и Маликов». Поэтому я сейчас обещаю, что винил будет. А какой будет – будем смотреть.»

ИНТЕРВЬЮ:

УТРЕННЕЕ ШОУ: С добрым утром!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Здравствуйте!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ну что, ребята, встретили мы пятницу и встретили гостя дорогого. Честно говоря, от всей души говорю. Такие люди у нас в студии появляются – просто мурашки по коже! Пожалуйста, встречайте и вы, ребята, Народного артиста Российской Федерации, музыканта просто обалденного, продюсера, создателя, руководителя художественного и просто родителя ВИА «Самоцветы» - Юрия Маликова!

Маликов: Доброе, доброе утро! Вы столько наговорили, что я даже застеснялся.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Да ладно, это чистейшая правда!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Все про вас!

Маликов: Какой я продюсер? Я художественный руководитель, воспитатель нескольких поколений.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Кстати, по поводу поколений. ВИА «Самоцветы» в этом году — 50 лет.

Маликов: Да. Первый концерт как раз состоялся 31 июля 1971 года. А название «Самоцветы» появилось позже.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Получается, что нет точной даты.

Маликов: Нет точной даты, потому что программу мы репетировали ровно 9 месяцев – как это положено. Родили. 14 июня сдали программу, 31 июля был первый концерт. Потом 8-го августа был первый эфир, объявили конкурс на название. И потом «Самоцветы» где-то в конце октября появились как ансамбль.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Официально вы не хотите дату обозначать?

Маликов: Не хотим. Хорошую дату можно праздновать целый год.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Специально, чтобы подарков побольше получить?

Маликов: Чтобы мы подарили больше подарков зрителям!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы уже упомянули, что вы устраивали конкурс на радио для того, чтобы выявить какое-то название. Правильное название для вашего ВИА. Хочется спросить, все-таки, «Cамоцветы» предложил кто-то из слушателей или ваш вариант?

Маликов: Песня была «Увезу тебя я в тундру, сколько хочешь самоцветов мы с тобою заберем…» Наверное, какому-то зрителю это запомнилось. Он тоже присылал в этой обойме – а там тысяча вариантов была…

УТРЕННЕЕ ШОУ: Выбирали из каких-то двух, или почувствовали, что «Самоцветы»?

Маликов: «Самоцветы» выбрали, потому что это соответствовало тому, что я хотел сделать. Мне казалось, что каждый артист должен быть граненым камнем, полудрагоценным, а может быть, и драгоценным.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ведь костюмы у «Самоцветов» были расшиты. Это реально драгоценные камни?

Маликов: Нет, конечно. Слово такого даже не было – «бижутерия». Но это были отделочные камни. У нас были два варианта. Один вариант – просто вышивка. И были вторые костюмы, которые прошивали вот этими специальными камушками – полудрагоценными.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Тяжелые костюмы?

Маликов: Нет, конечно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: 15-го ноября грядет просто грандиозное событие. При поддержке Ретро FM выходит новый альбом у ВИА «Самоцветы». Что там? Новые аранжировки, новое звучание? Что за фишечка там?

Маликов: Получилось так, что разные ансамбли, разные коллективы, разные солисты записывали наши песни. Я собрал туда просто несколько песен – то, что принадлежит мне, то, что я записывал. Просто напомнить в связи с юбилеем о том, что есть такой ВИА «Самоцветы» под руководством Юрия Маликова. Больше ничего.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Меня техническая сторона интересует. Это классическое звучание или перезаписанное?

Маликов: Нет, 90% - это классическое звучание. Но отретушированное.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это не новодел, короче говоря. Это классика «Самоцветов», которая звучит в новых красках.

Маликов: Близко к классике самоцветов, 95%.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Успокоили!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Этот альбом выходит только 15 ноября. Но вас уже можно с этим поздравлять? Вы вообще суеверный человек? Заранее можно?

Маликов: Конечно, можно. Песни-то давно написаны и записаны.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Тогда поздравляем!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Мы и наливаем! В 1972 году поэт Владимир Харитонов написал стихи «Мой адрес Советский Союз».

Маликов: Больше того, он прочитал это на «Песне года». И сказал, что хотел бы, чтобы эти стихи легли в основу какой-то современной мелодии.

УТРЕННЕЕ ШОУ: И тут Давид Тухманов… Он даже спорил, что на стихи напишет хит, который несколько десятилетий, если не вечно, будут наши люди с удовольствием петь и слушать. А как песня к вам попала?

Маликов: Мы тоже принимали участие в этом вечере. Может быть, я подошел и потряс этого поэта. Я попросил, конечно, Владимира Харитонова, чтобы эта песня к нам попала. Почему-то я почувствовал величие в этих простых романтических словах. Там нет такого мужества, какой-то патетики большой. Ну, «мой адрес не дом и не улица — мой адрес Советский Союз». «Песня алиментщика» ее еще называют. Мне показалось, что она может иметь место в нашем репертуаре.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Мы сейчас были в 72-ом году. Перенесемся в 75-й, когда у вас обновился состав в ВИА «Самоцветы», и вы пригласили Владимира и Елену Пресняковых. А вы тогда были уже с ними знакомы?

Маликов: Да, мы были знакомы. Заочно. Я был у них на концерте, у них был свой самостоятельный коллектив. От какой-то филармонии они работали. И мы с супругой и с маленьким сынком отдыхали в городе Одесса.

УТРЕННЕЕ ШОУ: С маленьким сынком – это Народным артистом Дмитрием Маликовым.

(смеются)

Маликов: И мы пришли на концерт в зал филармонии. И я услышал звуки Владимира Петровича на каком-то очаровательном инструменте саксофон. И очаровательную Елену Кобзеву – потом она уже стала Пресняковой.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Петрович доигрался на саксофоне.

Маликов: Нет, они были мужем и женой. Но на сцене всегда… у меня супруга тоже не Маликова. И я потом стал разыскивать этого человека. Володя приехал в Москву, мы с ним договорились и потом Лена приехала, и мы обновили состав. Винокур, правда, уже ждал. Сидел, репетировал. Хотел петь. Не собирался делать никаких пародий – это потом уже, обиделся на меня, что я ограничиваю.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы в нем как продюсер увидели юмориста-пародиста.

Маликов: Конечно. И мы обновили состав, и этот состав поехал на гастроли. Если бы не это событие, то неизвестно, как сложилось бы… Мне показалось, что обновился состав. Это повлияло на то, что сегодня 50 лет мы отмечаем.

УТРЕННЕЕ ШОУ: ВИА «Самоцветы» гремел на всю страну. Но не только простой народ ходил на концерты и стадионы. Наверняка же приходилось выступать для любителей из правительства. Было такое, что вам сказали – вот, пожалуйста, члены партии, ВИА «Самоцветы», часовой концерт? И хочешь, не хочешь. В советское время тоже наверняка было.

Маликов: Такого прямого не было. Но один концерт, конечно, невозможно было не запомнить в Кремле. В 1973 году присутствовало все политбюро во главе с Леонидом Брежневым. «Песняры» выступали, «Самоцветы». Мы провожали строителей БАМа на стройку. Это был праздник всенародный. Как космонавтов когда-то встречали. А их вот так вот провожали на БАМ. И мы в этом концерте принимали участие. И знали, что Леонид Ильич сидит среди всего этого зрительского жюри.

(смеются)

Маликов: Но однажды в Ставрополе меня приглашают в кабинет директора филармонии. И она говорит: «Юрий Федорович, вот, пожалуйста, такие у нас гости сегодня». Это очаровательная женщина говорит, что «наш папочка – он в Москве на совещании». Это Раиса Максимовна Горбачева. И была с дочкой. И говорит: «Нам очень понравилось. Но дочка просится еще на следующий концерт». Это было на самом деле. Вот это я запомнил. Потом, когда через какое-то время мы встретились на каком-то приеме уже в российское время, я говорю: «Раиса Максимовна, вы помните?» «Конечно, - она говорит, - папа нас потом все просил диск ваш с песней «Мой адрес Советский Союз». Я говорю: «У меня в машине лежит этот диск». Я попросил, чтобы принесли. И, в общем, вручил охраннику Михаила Сергеевича.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это в духе Перестройки! 70-е, 80-е годы – в Советском Союзе цензура была. Вам приходилось с этим сталкиваться?

Маликов: Цензура была на тексты песен в первую очередь. И на внешний вид. Цензура – слово такое, не очень… Художественный совет. Так вот, художественный совет – очень доброжелательный, не было никаких экстремальных ситуаций, которые мне бы запомнились. Единственное, нашего трубача не всегда показывали по телевизору. Потому что он был с усами…

УТРЕННЕЕ ШОУ: Там же они все с усами…

Маликов: Они все с усами-бородами были. А нашему сказали: «Его пореже… иногда».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Сбривать не заставляли?

Маликов: Не хотелось имидж ему свой терять.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Готов был пожертвовать экранным временем.

Маликов: Даже кому-то другому выдавали инструмент, чтобы он присутствовал в кадре.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Известный факт, что после вашей поездки в Японию вы привезли огромное количество оборудования. Потом, собственно говоря, собрали коллектив и на этом оборудовании удачно работали. А как вы попали в эту самую Японию?

Маликов: В 1969 году я окончил Московскую консерваторию. Я оказался, наверное, единственным контрабасистом в Москонцерте с высшим образованием. В этот момент формировалась групп для участия в выставке «Экспо-70». Ансамбль бы сборный – аккордеон, баян, балалайка, контрабас, гитара. Вот таким составом – шесть человек – нас включили в состав делегации. Оформляли, естественно, как всех туда приезжавших артистов. Япония была самой дешевой страной в мире в тот момент, в 70-ом году. Аппаратуры не было, честно говоря, совсем. Никакой до 70-го года. Ну, какие-то были колонки, что-то в кинотеатрах какие-то динамики. Никто не понимал даже и не знал эту культуру. Только-только она появилась – самопальные какие-то гитары выкручивались, выверчивались из какого-то дерева. Натягивали струны и пытались что-то играть. Потому что какая-то информация с Запада приходила. Пластинки какие-то случайные… Ну, была в основном катушечная тема. Слово «кассета» мы даже не знали. Я привез, конечно, и двухкассетную аппаратуру. Слово «стерео» даже не знали, что такое. Это вообще! Хлопушки вот эти все, фузз, органы. Орган был только в храме. Купил я там бас-гитару, естественно, и перешел на с контрабаса на бас-гитару. И все завертелось уже в другом ключе.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А что-то до сих пор сохранилось у вас? Может, что-то на память оставили? Может, даже что-то работает – японское же качество.

Маликов: Память осталась.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы же там довольно-таки долго были, полгода.

Маликов: Больше даже – 7 месяцев.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А по-японски не заговорили случайно?

Маликов (говорит по-японски)

УТРЕННЕЕ ШОУ: Мама дорогая!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Наверняка это что-то хорошее.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Не факт!

(смеются)

Маликов: Это «здравствуйте» и «спасибо большое».

УТРЕННЕЕ ШОУ: У нас есть желающий поговорить с вами. Слушатели до нас дозваниваются. У некоторых получается. Вот, например, Сергей из Екатеринбурга умудрился прозвониться. Огромное количество звонков. Давайте знакомиться. Сергей, доброе утро!

Сергей: Доброе утро!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вам очень повезло, что вы смогли дозвониться. У вас есть шанс познакомиться с Юрием Маликовым. Не теряйте драгоценное эфирное время.

Маликов: Доброе утро, Сергей!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Здравствуйте, Юрий!

Сергей: Скажите, а вы не предлагали стать солисткой «Самоцветов» Алле Борисовне Пугачевой?

Маликов: Нет, она уже в то время, когда мы с ней познакомились, была уже солисткой ВИА «Веселые ребята». Мы встречали вместе Новый год. Слава Добрынин с супругой и мы с моей Люсенькой, и Алла. Впятером встречали. По-моему, 1975-й год. И в такой компании веселой. Она еще была не «Пугачева». Она еще только-только начинала восхождение к своему триумфу. Мы веселились. Тем более Павел Яковлевич Слободкин очень плохо относился к тем, кто пытался у него утащить что-либо, из его-то кармана.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Он мог претензии и физического характера выразить?

Маликов: Да нет, он хороший человек тоже был. Мы с ним давно были знакомы. И он даже меня приглашал в свой ансамбль, когда я привез аппаратуру. Он меня хотел пригласить к себе на работу.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ради аппаратуры? Ах, какой!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Не, ну нормально, человек выгоду сразу просчитал.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Кстати, по поводу юбилея «Самоцветов». Мы сегодня основательно поговорили о том, что к этой дате выходит альбом «Самоцветов», выходит он на цифровых платформах при поддержке «Ретро FM». А, может быть, вы все-таки его выпустите на каком-то носителе, чтобы в руках подержать. Может, на виниле?

УТРЕННЕЕ ШОУ: Очень хочется!

УТРЕННЕЕ ШОУ: «Самоцветы» на виниле – это вообще прям!

Маликов: Я думаю, что это к следующему юбилею, к столетию.

(смеются)

Маликов: Сейчас я вам еще одну вещь скажу. Так получилось, что мы, когда стали считать с Владимиром Петровичем Пресняковым, у нас оказалось 89 совместных произведений!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ого!

Маликов: И мы готовим как бы параллельно с диском «Самоцветов» авторский диск «Пресняков и Маликов». Поэтому я сейчас обещаю, что винил будет. А какой будет – будем смотреть.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Значит, у нас еще будет повод встретиться.

Маликов: Мы с Петровичем приедем. Диск будет выходить вначале следующего года.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Немного осталось. Чего тут – пару месяцев, и Новый год!

Маликов: После Рождества мы готовы будем приехать.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Давайте с Петровичем! Это банда прям!

Маликов: Это невероятно будет просто эфир!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Только вы с Петровичем занимаетесь этим альбом или, может быть, кто-то из вашей музыкальной семьи вам помогает? Может быть, сын?

Маликов: Они могут что-то подсказать, откорректировать и куда-то что-то направить в нужное русло.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Подождите-подождите. Ваш сын младший дает мэтру советы?

Маликов: Да. Мы им даем советы свои – взрослые. А они нам советуют свои технологии. Вот об этих технологиях, о которых мы говорим, об этих платформах цифровых я даже, честно говоря, не знал. Я даже не знал, что есть 172 таких платформы, где можно разместить этот диск. 172 места, где это может звучать!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это такие технологические советы. А в плане музыкальном?

Маликов: В музыкальном уже к этим песням невозможно дать совет. Потому что они уже сделаны.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Мы вас еще раз поздравляем с 50-летием ВИА «Самоцветы».

Маликов: Да, трудные 50 лет, уж поверьте мне. Это было непросто.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Зато какой результат!

Маликов: Результат неплохой.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Да просто великолепный, что вы скромничаете! Поздравляем с тем, что у вас 15-го числа выходит новый релиз, у ВИА «Самоцветы». За это и по 50 можно будет!

Маликов: С удовольствием!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Заходите к нам, и Петровича обещали привести.

Маликов: Обязательно. 

29.10.2021