Аллея звёзд — Юрий Лоза – певец

Юрий Лоза – певец, автор песен.
Юрий Лоза – певец, автор песен.

ЦИТАТЫ:
«Всё же тогда люди, которые писали песни раньше, были очень грамотные. Не просто грамотные в русском языке, а в том, что они знали поэзию, знали то, что сделали предшественники.»
«Комфортнее всего работать одному. Ни с кем не надо советоваться, ни под кого не надо подстраиваться, сам себе хозяин и делиться тоже ни с кем не надо.»
«Если я что-то пишу, то первым, кто слышит это, является моя жена. Она проверяет с точки зрения орфографии, потому что у неё высшее образование. Кроме того, человек не способен по достоинству оценить то, что он сделал.»

ИНТЕРВЬЮ:

ПС:  Друзья, доброе утро! У нас сегодня гость – певец, поэт, композитор, участник нашего настоящего супершоу «Легенды Ретро FM» Юрий Лоза! Доброе утро, Юрий! 

ЮЛ: Здравствуйте!

ПС: Поздравляем Ваших поклонников и, конечно, Вас! Можно сказать, что Вы теперь официально признаны легендой. Давайте крикнем «Ура! ». Про какие песни советской эпохи Вы можете сказать: «Я на них вырос»?

ЮЛ: Конечно, это первые песни «Битлз». Помню, как у нас вышла  песня «Girl». На обложке еще было написано «вокально-инструментальный ансамбль».

ПС: Народная песня. А из советских песен?

ЮЛ: Все песни, что тогда звучали по радио. Я все их знал, приходилось это играть. Я же ещё прошёл кабацкую школу,  а там были иногда странные заказы в ресторане типа : «Вот тебе денег куча! Спой «Пусть всегда будет солнце»! Приходилось вытаскивать из своего пионерского детства какие-то воспоминания, вгонять  их в оперативный файл в мозгу, а потом петь.

ПС: О Вашей спортивной составляющей хотели поговорить. Вы же известный любитель спорта,   футболист!

ЮЛ: Да, в прошлом.

ПС: Кто был Вашим кумиром среди прославленных спортсменов в советское время?

ЮЛ: Я начал смотреть футбол очень рано. Я жил в Алма-Ате и занимался в футбольной секции. Мне было 12 лет, когда в 1966 году в Лондоне проходил  чемпионат. У Алма-Аты с Лондоном 6 часов разницы, поэтому я ложился в десять часов вечера спать, в три часа ночи просыпался по будильнику и смотрел футбол до пяти. Потом ложился спасть и до семи пытался заснуть ну, а потом вставал в школу.   

ПС: Кому подражали из известных на тот момент мастеров?

ЮЛ: Альберт Шестернёв – наш великий защитник всегда был моим кумиром. Я сам был центральным защитником. Но, что удивительно, перед самой его смертью  мне довелось с ним съездить на ветеранский матч.

ПС: А вот ещё по поводу первых песен хотелось бы спросить. Скажите, а критика какая-то была?

ЮЛ: Знаете, сложно критиковать то, что сделано добротно. Я когда писал свою книгу, то в конце в качестве примеров, привёл несколько своих стихотворений. Книга называется «Научу писать хиты». Она очень интересная и очень хорошо продаётся с хорошими отзывами.   

ПС: На кого Вы ориентировались, когда начинали писать? Ведь наверняка были какие-то авторитеты музыкальные, авторитеты в плане поэзии?  

ЮЛ: Наши песни были не дурны сами по себе с точки зрения поэзии как таковой. В песенных текстах было очень много поэзии. Мне пришлось перелопатить сейчас огромное количество сегодняшних текстов и текстов, которые были написаны тогда. Разница между ними колоссальная. Всё же тогда люди, которые их писали, были очень грамотные. Не просто грамотные в русском языке, а в том, что они знали поэзию, знали то, что сделали предшественники. Они не допускали откровенных и явных ляпов.  У всех была хорошая литература за плечами. Она могла и не нравиться, но ремесло своё они знали здорово и наличие образования чувствуется во всех текстах.

ПС: Хотелось бы поговорить о Вашем обширном опыте. Вы работали во многих коллективах…

ЮЛ: Создавал коллективы, работал в них.

ПС: И разгонял…

ЮЛ: И разгонял.

ПС: Комфортнее или тяжелее было потом совсем одному?

ЮЛ: Комфортнее всего  работать одному. Ни с кем не надо советоваться, ни под кого не надо подстраиваться, сам себе хозяин и делиться тоже ни с кем не надо.  Не хотел касаться этой темы, но вы знаете, на один делится любая сумма и без остатка.

ПС: А в советское время быть артистом было престижно?

ЮЛ: Безусловно, нет.

ПС: Как так? Почему?

ЮЛ: Потому что были люди, которые зарабатывали гораздо больше и которые по статусу были выше. Часто артистов называли просто клоунами. Допустим, дочка влюбилась в какого-нибудь эстрадного артиста, а ей папа-дипломат говорит: «Ты что, будешь бегать за этим клоуном по городам и весям»?  

ПС: «Пузочёсы» – мы вот слышали такое название.

ЮЛ: Пузочёсы, волосатики, клоуны…  Любой дядя- милиционер, какой-нибудь младший лейтенант, мог взять и не пустить собственную жену артиста в гостиничный номер. Со мной, например, была историю, когда мне пришлось жену затягивать на второй этаж на простынях. Или слишком строгим оказывался швейцар гостиницы, который считал себя важнее всех артистов вместе взятых. У меня даже была песня «Дядя- швейцар», про такого «швейцарского» царя. 

ПС: А Вы от кого-нибудь из музыкальных властей получали подзатыльники за Ваши песни?

ЮЛ: Никогда никто не запрещал писать песни. Петь песни тоже никто не запрещал. На самом деле, музыканты раздувают этот миф. Время уже было такое более-менее свободное. Все имели возможность петь и никто за это не трогал.  

ПС: В крайнем случае, просто не рекомендуется. 

ЮЛ: Да просто не пускают на телевидение и на радио, да и всё.

ПС: Но это не имело ключевого значения?

ЮЛ: Нет, это всё байки.

ПС: Помнится, как Вы сказали, что при соответствующей раскрутке «Плот» мог бы стать таким западным хитом, который штурмовал бы хит-парады.

ЮЛ: Песня звучала на десяти языках. Где бы и кто бы ещё не слышал из западных исполнителей – тут же хватали песню и делали на неё свою подтекстовку. Правда «Плот» как таковой ни разу там не фигурировал. Цветы, калоши, дрова , горшочки, рюшечки…

ПС: А какие ещё Ваши песни, как Вам кажется, могли бы штурмовать хит-парады?

ЮЛ: Думаю, что десяток песен точно набралось бы.

ПС: Но ведь ещё есть такой момент, музыка может хорошо восприниматься здесь, потому что понятна, а за границей нет.

ЮЛ: Она будет прекрасно понятна, если к ней будет другое отношение. Люди хотят получить то, за что они заплатили. У нас есть определённые бренды. Например, все знают, что русский балет –это очень хорошо. Люди идут на него и, даже если приезжает труппа и танцует не очень хорошо, это всё равно замечательно. Или выходит оркестр им. Осипова и начинает играть русскую народную музыку, так очереди выстраиваются колоссальные. Потому что публика знает, на что идёт и что это будет здорово. Люди часто оценивают концерт по тому, как оценивает его сидящий рядом. Гердт однажды рассказывал очень хорошую историю. Он был знаком с Мейерхольдом и, когда у него был очередной спектакль, Гердт познакомился с девушкой небесной, как он говорил, красоты. Так вот он ляпнул, что может провести её на спектакль. А тогда это было невозможно. Гердт стал просить Мейерхольда, говоря, что если он ему не поможет, то Гердт повесится. Мейерхольд сам любил женщин, поэтому сказал подойти с девушкой к служебному входу. И вот стоит он, худенький студентик, с этой девушкой у служебного входа, а там ещё тысячи полторы человек пытается пробиться. Идёт сам Мейерхольд. Все расступились. Он проходит уже до самой двери, потом замечает Гердта, останавливается и говорит: «Батенька, мне в Вас нужда! Где же вы? Мне так важно Ваше мнение! Идёмте, идёмте!». Забирает его с собой. Гердт сказал, что так перепугался в тот момент. Их сажают на самые хорошие места. Прошёл слух, что это тот самый человек, в котором нуждался Мейерхольд и, когда начинал хлопать он, то и хлопал весь зал.   

ПС: А до нас дозвонилась Настя из Москвы. Настя, доброе утро!

Настя: Доброе утро! Я бы хотела задать вопрос касательно Вашей личной жизни. Ваш брак со Светланой – долгий и счастливый. Скажите, а Ваша жена участвует в обсуждении Ваших творческих планов? Гастрольные вопросы обсуждаете?

ЮЛ:  Нет, гастрольные вопросы мы не обсуждаем. Однако если я что-то пишу, то первым, кто слышит это, является моя жена. Она проверяет с точки зрения орфографии, потому что у неё высшее образование. Кроме того, человек не способен по достоинству оценить то, что он сделал. И ещё, даже если она не понимает чего-то, то говорит то самое знаменитое «не верю»! Я тогда  понимаю, что где-то недоработал, так как  мотивацию поступка или почему этот образ именно так сконструирован она хорошо видит.   

Настя:  А вот ещё вопрос касательно Светланы не как критика, а как супруги. Какова была её реакция на текст песен «Жена-стерва» и «100 часов вдвоем»? Очень интересно узнать.

ЮЛ: Как на любой из моих текстов. Она понимает, что они не отражают жизнь.

ПС: Но за основу берутся реальные вещи?

ЮЛ: За основу берётся какая-то идея. Она может быть доведена до абсурда или изменена до неузнаваемости. Это всё естественный процесс творчества.

ПС: Так а что навеяло написать песню «Жена-стерва»?

ЮЛ: Есть конкретный человек, который знаком и мне, и моей жене.

ПС: То есть она поняла.

ЮЛ: Да, мы вместе с ней расшифровывали понятие «стерва». Там очень сложная расшифровка. До сих пор не удалось дать полного и объективного толкования этому термину – хорошо это или плохо.

ПС: Некоторые воспринимают это как комплимент.

ЮЛ: Да, как комплимент. Поэтому я попытался дать своё толкование этого слова. Получилось или нет – ни мне судить, но жена прекрасно сориентирована и точно знает, что её это не касается.

Настя: Да, всё понятно. Спасибо за Ваше творчество! Всего Вам хорошего!   

ПС: Юрий, в нашем супершоу принимают участие две мега-звезды итальянской эстрады – это Джанни Моранди и Аль Бано. Мы помним, что в 80-е по итальянцам с ума сходила буквально вся страна. Почему, на ваш взгляд, у нас так популярна итальянская эстрада?

ЮЛ: Это мелодично. Итальянский язык самый мелодичный. Там есть слабые женские ритмы на второй слог, они превалируют в языке.  Итальянские вокалисты всегда были одними из лучших. Аль Бано – один из лучших вокалистов в истории мировой поп-музыки. Джанни Моранди – это замечательная сама по себе эстетика. Мы с ним и в футбол, кстати, играли и песни пели. Он просто большой мастер. Но по вокалу сравнить кого-то с Аль Бано просто невозможно, да и жанр немножко другой. Моранди – свой парень, а Аль Бано – такой тенор тенор! Тенора – это отдельный диагноз.

ПС: Что ж, торжественно приглашайте в «Олимпийский»!

ЮЛ: Приглашаю всех, приходите! В «Олимпийском» будет весело, здорово, жизнерадостно и хорошие люди будут у вас в компании.

ПС: Юрий, спасибо, что пришли и мы не прощаемся с Вами. До встречи 15 декабря на супершоу «Легенды Ретро FM» в «Олимпийском»!

                                                                                            16.11.2012.